РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Рейтинг педагога как фактор повышения качества деятельности коллектива ДО.
(из опыта работы)
«Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога». В.Д. Шадриков.
Пожалуй, трудно представить себе язык сегодняшней педагогики без таких терминов, как «самореализация», «компетентность», «инновационные процессы», «менеджмент», «мониторинг», «рейтинг» и т.д. Если глубже вникнуть в смысл данных понятий, то нетрудно определить, что своим появлением в науке все эти термины обязаны одному общему понятию, которое объединяет их в корне своего проихождения, это понятие - «качество». Какие-то из вышеназванных терминов отражают процессы, направленные на повышение качества педагогического процесса, какие-то обозначают уровень профессионального развития специалиста, другие же определяют сумму освоенных умений и навыков, следующие помогают отслеживать и оценивать качество результатов какого-либо процесса. Одним словом, современные термины в педагогике появились не просто как дань моде, а являются отражателями активных развивающихся процессов, как в науке, так и в практической деятельности педагогических работников ДО.
В данной статье на примере нашего наработанного опыта последних лет в ДО №33 предлагаем рассмотреть роль рейтинговой оценки педагогов как фактор повышения качества деятельности всего коллектива. Иными словами, предлагаем рассматривать рейтинг педагога как некий инструмент или механизм, который способствует повышению мотивации каждого педагога к реализации своей профессиональной деятельности на более качественном уровне, что в свою очередь в общей сумме автоматически ведёт к повышению качественного уровня деятельности всего коллектива.
Прежде, чем начать разговор о наработанном опыте, попытаемся раскрыть причины, которые побудили нас к разработке и использованию рейтинговой оценки педагогов я/с №33. В процессе реализации целостного педагогического процесса ДО нами организуется и проводится всесторонняя работа, направленная на совершенствование и повышение качества деятельности коллектива. По всем проводимым позициям разработаны и используются разные технологии и способы, позволяющие получить обратную связь и оценивать качество реализованной деятельности педагогов. Так, например, в течение года проводится системная работа по совершенствованию профессионализма педагогов, для определения результата данной деятельности проводится мониторинг роста профессиональной культуры сотрудников. Также осуществляется контроль качества реализуемой организованной учебной деятельности с детьми, как ответ на данный процесс также проводится мониторинг. Систематически проводится анализ заболеваемости и посещаемости детей. В целях создания благоприятной предметной среды в группах проводится конкурс «Самая современная и комфортная группа». Также осуществляется контроль по соблюдению требований санитарно-гигиенических норм содержания групп и кабинетов и т.д. Проводимый анализ всех этих видов деятельности педагогов, конечно же, позволяет выявить уровень работы коллектива, также определить причины имеющихся недостатков, но только по отдельности по каждому виду деятельности и в разрезе каждой группы. Все полученные результаты анализа и контроля были как бы разрозненными, не имея какого-либо интегрированного комплексного характера, а также недостаточно отражали качественную оценку каждого члена коллектива по отдельности, сложно было определить «вклад каждого в общее дело». В подтверждение необходимости определения уровня «вклада каждого в общее дело» здесь будет уместным привести мысли Ю.А. Конаржевского [1]: «Никогда не следует забывать, что эффективным средством повышения педагогической производительности и качества является признание индивидуальных успехов педагога». Таким образом, мы определили причину нашего выхода на необходимость разработки системы оценки успешности каждого педагога, т.е. на рейтинговую оценку педагога.
Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг — как инструмент оценки одного фигуранта относительно другого — применяется во многих отраслях и направлениях деятельности человека. Так, например, нам известны рейтинги политиков, спортсменов, рейтинги банковской системы, рейтинги образовательных учреждений. В настоящее время все высшие учебные заведения работают на рейтинговой основе, широко используется система рейтинговой оценки и в школах. Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий.
Внедряя работу по определению рейтинга воспитателей ДО, мы понимали, какую ответственность возлагаем на себя. Ведь данный вид оценки труда педагога является неким прожектором, отражающим в комплексе качество всей многогранной его деятельности. Здесь надо было создать некую идеальную модель педагогической деятельности воспитателя с самыми высокими показателями в баллах и предоставить возможность каждому педагогу как бы «примерять» её на себя. В результате такой «примерки» педагог получает возможность объективно оценивать уровень своей деятельности и будет стремиться «подтянуться до заявленной высоты» в реализации своего труда.
Работу по реализации нашего замысла представляем пошагово. Разработка Положения о рейтинговой оценке качества деятельности воспитателей я/с №33. В данном документе мы постарались предусмотреть все необходимые стороны организации работы. Также Положение обсуждалось на общем собрании коллектива, было согласовано с профсоюзным комитетом.
В соответствии с нашим Положением в коллективе была создана экспертная комиссия, в которую были включены: руководитель ДО, методист, педагоги дополнительного образования, председатель профсоюзного комитета. Для того, чтобы получать объективные оценки качества деятельности педагогов, работающих непосредственно в группах, в состав комиссии умышленно не были введены воспитатели.
Разработка методического инструментария для определения качества педагогической деятельности воспитателя. Оценивание труда педагогов мы решили проводить на основе требований Государственного общеобязательного стандарта обучения и воспитания дошкольников РК (ГОСО). И потому основными параметрами оценивания труда воспитателя были определены следующие направления педагогической деятельности: организация предметно-развивающей среды, организация педагогического процесса, показатели заболеваемости и посещаемости детей, самореализация педагога. Исходя из этого, нами были разработан методический инструментарий для определения качества педагогической деятельности каждого воспитателя, который включает в себя: лист оценки качества педагогической деятельности воспитателя, таблица сводных данных рейтнговых оценок воспитателей я/с, шкалы, определяющие уровни качества педагогической деятельности воспитателей.
Лист оценки качества деятельности воспитателя также разработан в строгом соответствии с требованиями ГОСО. Так, например, показателями оценивания педагогической деятельности в части «Организация предметно-развивающей среды» явились следующие параметры: санитарно-гигиенические условия, психолого-педагогические условия, эстетические условия, соответствие среды культурно-историческим ценностям, условия для формирования первичного мировоззрения ребёнка, условия для успешной социализации ребёнка. По каждому блоку вопросов разработаны критерии оценок. В соответствии с Положением рейтинговая оценка определяется суммой баллов, начисляемых воспитателю в соответствии с его достижениями по всем определённым направлениям его деятельности в соответствии с П.2.1. Оценка производится по пятибалльной системе: «5»- отлично, «4»- хорошо, «3»- удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно.
Следующим документом, представляющим общую картину эффективности деятельности всех воспитателей и позволяющим сопоставлять уровень качества их работы друг с другом, является сводная карта качества педагогической деятельности коллектива я/с. Были утверждены шкалы, определяющие уровни качества педагогической деятельности воспитателей в зависимости от полученных баллов и процентных показателей. Высокий уровень качества педагогической деятельности – от 86% - до 100%, средний уровень – от 70% - до 85%, низкий уровень – от 54% до 69% от максимально возможного количества баллов. Инструментами, позволяющими проводить сопоставительный анализ повышения или понижения качества рейтинга каждого педагога и коллектива в целом можно считать наши графики и диаграммы.
Следует отметить, что данная работа на начальных этапах не вызвала большого восторга со стороны педагогического коллектива. Мы воспринимаем такое отношение как закономерный факт: это серьезная объемная нагрузка на членов экспертной комиссии, также и большая ответственность – оценивать качество работы своих коллег. Воспитатели тоже приняли такое нововведение с чувством тревожности из-за дополнительного контроля и сомнений в объективности процесса оценивания. Но картина ощутимо поменялась после того, как определились первые результаты рейтинговых оценок и были представлены на совещании. Причинами тому были следующие факторы: 1) все убедились в объективности и честности оценок, 2) воспитатели, имеющие рейтинговые оценки 1-го и 2-го уровня получили и получили премиальные выплаты к празднику. Мы также дали возможность высказать каждому своё мнение по данной работе, и ещё раз убедились в том, что оценивание труда педагога при объективном и комплексном подходе побуждает его к совершенствованию своей деятельности, мотивирует к достижению успеха. По истечении первого года проведенной нами такой работы были замечены перемены лучшую сторону в деятельности всех воспитателей. На основе рейтинговых оценок всех воспитателей, мы определили средний показатель качества деятельности всего коллектива.