Консультация для родителей "Детские страхи" » КГКП Ясли сад № 33
Алматы қаласы
Білім басқармасының
"№33 бөбекжай- балабақшасы"
Коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны
Меңгеруші телефоны:
+7(727) 276-00-50
Әдіскер телефоны:
+7(727) 276-00-50
Нашар көрушілер
нұсқасы
» Консультация для родителей "Детские страхи"
14
февраль
2022

Консультация для родителей "Детские страхи"

                                     


 Детские страхи.


      Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. От рождения до года малыша способен напугать любой громкий и неожиданный шум, появление незнакомого человека, смена обстановки, высота. И это вполне естественно. Малышу неуютно в огромном незнакомом мире. Это все равно что взрослому очутиться на неведомой планете.


      Существует мнение, что многие детские проблемы ребенок со временем перерастает, но увы со страхами дело обстоит не так утешительно: ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются его познания и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире.


          Немаловажную роль играют особенности психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам . Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они часто делают это из «воспитательных соображений», надеясь, что трусишке станет стыдно и он исправится. Но добиваются этим   лишь того, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять взрослым.

         Здесь не следует вдаваться в крайности, есть дети,  которые совсем ничего не боятся, и способны на любое безрассудство, что говорит о наличии психического отклонения.        

        Следует проводить грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим.  Последние в прямом и переносном смысле мешают ребенку жить. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх.

       Что же делать родителям, когда они начинают замечать, что у ребенка появились страхи? 

Прежде всего следует оценить семейную ситуацию, проанализировать свое поведение.

Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Тогда ребенок ощущает себя маленьким и слабым, а мир представляется ему грозным и враждебным. А поскольку гиперопека родителей не дает ему возможности познакомиться с миром по настоящему, то место знаний занимают фантазии, а неизвестное страшит нас вдвойне.

       Поэтому как ни велик соблазн держать ребенка «под крылом», нужно  учитывая возраст, характер малыша и особенности окружения, постепенно приучать к самостоятельности.

       Нередко детские страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Причем взрослые зачастую об этом не  подозревают, т.к. дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Те могут кричать, ругаться, а ребенок будет спокойно играть в своем уголке. Но отсутствие непосредственной реакции ребенка не означает, что ее не будет вообще. Например, ребенок «вдруг» начинает заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества и т.д..

        Очень хорошо, когда родители (в первую очередь папы) рассказывают дочкам и сыновьям о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз уж даже папа, сильный и смелый, в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит и ребенка все будет в порядке! Такие истории можно придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Это сближает родителей и ребенка, они начинают лучше понимать друг друга.

        Помогая малышу справляться со страхами, не торопите его, а внушайте, что он уже многое в себе преодолел. Любая, самая незначительная победа (например малыш боялся темной комнаты, а тут на миг заглянул туда) должна отмечаться родителями как достижение.  

        В последние годы основными помошниками педагогов и психологов, помогающих детям справиться с различными страхами, являются игры и игровые упражнения. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки. незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями.

         Однако среди многих родителей еще бытует мнение, что это все так, забава. Занимается   ребенок чем-то, не докучает – и слава Богу. Для игры требуется живая фантазия, изобретательность и непосредственность восприятия – качества, которые ко взрослому возрасту нередко утрачиваются. Но несмотря на все трудности, общаясь с ребенком в его привычной стихии, обращаясь к понятным и любимым художественным образам, тактично направляя детскую игру в нужное русло, они смогут добиться поразительных результатов и  их усилия будут вознаграждены сторицей.

         Пусть в играх ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и пусть хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче, ведь игра – это не пассивные одинокие мечтания, а активная  совместная деятельность, и признание окружающих окрыляет ребенка. Избегайте излишнего давления на ребенка, не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры. Не торопитесь проиграть сразу все, лучше двигаться  потихоньку, для того чтобы ребенок лучше осмыслил происходящее. Пусть ребенок изображает того или иного персонажа  куклами или сам.

Изображение различных чувств помогает нервным детям преодолеть эмоциональные расстройства. К играм можно привлекать и других детей, в том случае если ребенок не стесняется показывать перед ними свой страх.


Страх темноты.

       Это один из самых распространенных страхов у дошкольников. Однако и у некоторых взрослых темнота вызывает неприятные ощущения. Это связано с коллективным бессознательным, недаром у всех народов с ночью и темно-той связано множество поверий, легенд и сказок.

     Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. «Пусть привыкает» - вот распространенное мнение. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психологом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, родители испытывают шок. Для преодоления страха можно предложить ребенку поиграть в игры.


«Животные в норке»

     Перед отходом ко сну, накройтесь одеялом, при включенном свете и приговаривайте: « Мы с тобой маленькие ( белочки, зайчики, мышки – кто кому больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице темно, прохладно, а у нас с тобой тепло, тихо и уютно. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающее, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. 

      Утром можно сыграть, как к животным попытался залезть волк (роль которого можно периодически  предлагать ребенку), а зверушки его прогнали.


«Бобры»

     Охотник пытается поймать бобра. Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до полу, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. Бобра нужно постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. 



     Отыгрывание страшных снов


    Еще одной причиной страха темноты у детей, являются ночные кошмары. А родители, зная, что ребенка мучают страшные сны, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно забудет о них. Взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. На самом деле таким образом подготавливается почва для возникновения неврозов.

       Поэтому следует очень осторожно побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках и играх. Подмечайте смешные детали  в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках постепенно уводя ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Например во сне ребенок не смог отбиться от страшного чудища, а в рисунке или в лепке из пластилина оно превратится во что-нибудь смешное или доброе.

       Включаясь в придумывание счастливых концовок своего сна, ребенок становится его хозяином, и пусть не сразу, но избавляется от страха.




Страх одиночества


     При страхе одиночества ребенок боится остаться один, зачастую боится потеряться в незнакомом месте, не отпускает от себя родителей и т.д.. Обычно это присуще хрупким, застенчивым, болезненным, нерешительным детям.  Они обладают высоким интеллектом и развитым воображением, но при этом практически не играют или плохо умеют играть в ролевые игры, часто томятся скукой, не зная чем себя занять. Воображение их не находит адекватного выхода и направляется на формирование страшных образов.

       Поэтому наипервейшая  задача родителей – направить богатое воображение ребенка  в позитивное русло, научить его творческому самовыражению, ролевым играм, самостоятельной работе. 


«Потеряшка»

Можно использовать   мягкие игрушки, а можно и играть самим. Сюжет:

В одном доме жил маленький щенок. Пошел он на прогулку и потерялся   (зафиксируйте это эмоциональное состояние, попросите ребенка изобразить его мимикой и жестами). Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния ребенка. Если он охотно участвует в игре и готов продолжать ее, придумайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к этой игре.


«Малютка потерялась»

 Этот сюжет лучше разыгрывать в куклах. 

Однажды ваш ребенок увидел в магазине маленькую девочку (кукла). Девочка плачет. Ваш ребенок заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Пусть сначала он просто утешит малышку и поговорит, пока ее не найдут родители. В следующую игру пусть выяснит, где именно она потерялась, и отведет ее туда. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио.

    Страх сказочных персонажей,

    чудовищ, привидений   


     В последнее время этот страх встречается особенно часто и приобретает особо тяжелые формы. Одна из основных причин – это просмотр по телевизору мультфильмов, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры и т.д.. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже не похожи на безобидных зайчиков, то не удивительно что при такой нагрузке на психику, отмечается столько детских неврозов.

       Иногда страх сказочных персонажей и чудищ, маскирует боязнь через-чур строгих и авторитарных родителей. В этом случае родителям  придется менять свое поведение, без этого положительных сдвигов от коррекционных игр не будет.



«Маски страха»


     Детей просят сделать маску страха. Которую малыши по очереди примеряют и пугают друг друга. Эту игру проводят на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех. Не настаивайте, если ваш ребенок отказывается играть роль боящегося и захочет только пугать. Затевайте игру раз в неделю, и через некоторое время, он согласится исполнить обе роли (что очень важно для преодоления робости).



«Сказочный город»


      Ребенок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Затем с ним разыгрываются различные сюжеты. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например можно слепить Змея Горыныча в двух ипостасях : грозного и маленького, Бабу Ягу злую и добрую, помогающую детям.

Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив